Форум » Общие вопросы » Рецензия на фики Tasha911 » Ответить

Рецензия на фики Tasha911

Хельга: Бета: Ira66 Собственно, это попытка разбора текстов с помощью инструментов тесктологического анализа. Если кому-то покажется слишком "препарированием" - не удивлюсь.

Ответов - 5

Хельга: Законы непредсказуемого Разумеется, каждый фик, как, собственно, любое порождение разума и пера, рождает особые впечатления и ощущения, из которых и складывается наше мнение. И, читая фики одного автора, ухватываешь в этом мелькающем калейдоскопе собственных ассоциаций и аллюзий нечто постоянное, рефреном проходящее в каждой новой работе. Вот об этом и хотелось бы поговорить. О стиле, о подчерке, об изюминке, в конце концов. Почему-то по отношению к Ташиным фикам постоянно напрашиваются танцевальные ассоциации. Хоровод героев, смена танцевального рисунка, смена партнера и новый ритм. Первый фик, с которого началось мое знакомство с Ташей – это «Остров отверженных». Типичный менуэт, в котором герои исполняют сложные па и встречаются друг с другом, проходя множество немыслимых перестановок и комбинаций. Первая часть – искренняя драма, вторая часть – экшн с элементами мелодрамы, и третья часть – боевик с примесью шекспировского трагизма, причем и то, и другое соблюдено в верной пропорции. Когда читатель раз за разом проходит круг с вопросом «кто» или «как», неизбежно наступает момент, когда осознаешь, что бесконечные любовные и сюжетные повороты в результате ведут к остановке, установлению баланса. Даже если бы в Ташиных фиках не было бы иных достоинств, ее работы выделялись бы одним только мастерством поворота, перипетии. Так что есть перипетия, и какова структура этого приема? Каждый из героев любого фика имеет перед собой некую цель, желание. И эти мечты и желания, вполне общие и понятные, не позволяют вывести их за пределы круга близких нам человеческих чувств и страстей. Арсенал поведенческих реакций, используемый автором для разрешения и создания весьма щекотливых ситуаций, в которых они постоянно оказываются, также вполне привычен. Другое дело, что ситуаций этих для нескольких героев и сравнительно небольшого времени повествования необычайно много. Много ли? Давайте забудем, что перед нами не наши знакомые и родственники, а персонажи книги, погруженные в фантазийную реальность. Сама по себе литература предполагает искажение жизненных законов, что уж говорить о вымысле в квадрате, «усугубляющем» одну фантазию другой? Время и действие Ташиных фиков стремительно и рвано, внешнее спокойствие любовных сцен в мгновение ока сменяется погонями, ссорами, неожиданными обстоятельствами и скелетами в шкафах. Критерии «своевременно» и «последовательно» работают в жизни, а в литературе своя логика, свои законы, в том числе и законы жанра. Ясно, что если бы вместо Снейпа в «Острове» был бы другой персонаж, то и гибель Радомилы не была бы оправданной, да собственно, не была бы даже понятной. Однако аудитория породила образ – и герой этому образу соответствует. Потому поведение Снейпа, героя почти всех Ташиных фиков, продиктовано сюжетной целесообразностью. Собственно, это одно из правил литературы, которое мы учитываем. Хотя, как читатели, можем и не знать о его существовании. Совпадение или несовпадение поведения персонажа с вовлеченной в сопереживание читательской реакцией «я бы на его/ее месте» может определять жанровую природу фанфика. Есть произведения, где сюжет позволяет читателю постоянно восхищаться реакциями героя и таким образом утверждать - «вот и я бы так поступил». Фики Таши явно не из их числа. Есть не менее дидактичные, хотя с точки зрения сюжета построенные по противоположному принципу — «я на его/ее месте поступил бы иначе». К такой категории я отнесла бы «А кто сказал, что будет просто?», когда логика поведения персонажа оставляет нам возможность праведно негодовать и думать, что, мол «вот я никогда…». Но линия сюжета, как сама жизнь, непредсказуема, и заставляет оценить и принять многоплановость повествования и полифонию характеров, при этом почти всего оставляя место открытому финалу, некоему «а что было бы, если бы…»

Хельга: Как автор добивается этого результата? По идее, фабула незамысловата. Некий Х в состоянии потерянности (Гермиона в «Острове», Гарри в «А кто сказал…?» и «Маятнике»). Тут на сцене появляется всем известный Он. Он - герой во всех отношениях достойный, но его реакция не однозначна; X пытается интерпретировать то, что ему кажется равнодушием (холодностью), враждебностью, и ошибается, в результате они разлучены (эмоционально разделены). Х страдает, но обстоятельства, порой случайные, решают положительно главный вопрос: «Любит или не любит?», что успешно подтверждается Их сближением; Х находит Его, Он находит себя. Подобная схема – классическая схема romance – предполагает преодоление некоей трудности (трудностей) для достижения счастливого финала. Вроде бы все ясно, и наперед известно. Так в чем же know-how автора? Как мне кажется, в том, что повествование строится на отождествлении себя с главным героем, тем самым Х. Автор не дает нам множественных коннотаций мироощущения, и мы следуем логике повествователя, того, чьими глазами видится мир конкретного фика. Потому мы предопределены соглашаться с той интерпретацией поступков и слов героя, которая по закону жанра обязательно приводит к препятствию. Это же препятствие очень скоро порождает и конфликт между читателем и героем Х. Механизм, вызывающий этот конфликт, очень прост: согласиться с Х - значит лишить героя счастливой развязки, а себя удовольствия от чтения, так как выбранная Х линия поведения не предполагает скорого счастья. Вот тут-то и наступает тот самый поворот, о котором говорилось выше – несовпадение персонажа с читательской реакцией. И именно это несовпадение и цепляет. Оба героя – и Х, и Он выпадают из предначертанной им нами мысленно судьбы и начинают собственное существование без оглядки на читательское мнение. Тут-то, кстати, кроется причина еще одного, очень успешного Ташиного приема. Выводя героев за рамки ожидаемой нами роулинговской повседневности, Таша не боится вписывать их в мир иных отношений, наполненный самыми разнообразными людьми – мерзавцами, благородными подлецами и подлыми святошами. Мир героев не ограничивается стенами Хогвартса, автор отправляет их куда вздумается, и всюду они «ко двору» и к месту. Собственно, Таша (вольно или невольно) угадывает основную тенденцию современного художественного сознания – тягу к игре. Чем более «опытен» читатель, тем больше у него аллюзий и вариантов развития сюжета. Автор, смеясь, подбрасывает в текст шуточки и зацепки, которые на полном серьезе воспринимаются как подсказка. Однако Драко и Гермиона в одной постели вовсе не признак того, что в конце фика мы скажем им «совет да любовь», а Гарри в золотых шортиках не означает, что нас ожидает вольный пересказ Кама-Сутры. Скорее наоборот – чем сильнее убеждает нас автор в чем-то, тем более начеку надо быть читателю. Пошлый фарс сменяется драмой, а каноническая любовь не предсказанной никем ненавистью. «Искусство не боится случайностей», - это слова Айрис Мердок, английской писательницы, тонкие, изысканно интеллектуальные произведения которой хранят за внешней простотой канвы неожиданную глубину проработки характеров всех персонажей и запоминающуюся сюжетную линию. Если бы Таша не была бы уже Ташей – этот псевдоним бы ей подошел.

Яэль: Хельга Ух... классная рецензия:) Ты мне ее для сайта пришлешь?


Хельга: Яэль Спасибо солнышко, конечно!

Tasha911: Хельга Я благодарила стоит и тут мне безумно приятно… За такое видение и понимание… За само внимание к моему творчеству в том виде в котором оно существует. Спасибо.



полная версия страницы