Форум » Общие вопросы » Обзоры и рецензии. Возрождаем ЗФ-скую традицию:)) » Ответить

Обзоры и рецензии. Возрождаем ЗФ-скую традицию:))

Яэль: Когда-то очень-очень давно я открыла на ЗФ первую тему Обзоров. Это тема не просто для отзывов, а для больших обзоров фиков. Написать обзор может любой читатель или автор. Главное правило - на обзор нужно спрашивать разрешение у автора фика, на который пишется обзор. В обзоре нужно обязательно писать конкретные примеры и цитаты, непозволительны грубость и переходы на личности. Примеры обзоров, которые писала я на ЗФ можно почитать здесь: http://www.snarry.fanrus.com/reviews.html Все обзоры и рецензии нужно обязательно размещать в этой теме. Автор фика может разместить рецензию/обзор на свой фик где угодно. Автор рецензии/обзора может разместить рецензию/обзор в своем дневнике, а на других сайтах или форумах только с согласия автора фика. Каждый месяц будем выбирать лучший обзор месяца

Ответов - 8

Яэль: Законы непредсказуемого. Рецензия на фики Tasha911. Автор рецензии - Хельга Бета - Ira66 Разумеется, каждый фик, как, собственно, любое порождение разума и пера, рождает особые впечатления и ощущения, из которых и складывается наше мнение. И, читая фики одного автора, ухватываешь в этом мелькающем калейдоскопе собственных ассоциаций и аллюзий нечто постоянное, рефреном проходящее в каждой новой работе. Вот об этом и хотелось бы поговорить. О стиле, о подчерке, об изюминке, в конце концов. Почему-то по отношению к Ташиным фикам постоянно напрашиваются танцевальные ассоциации. Хоровод героев, смена танцевального рисунка, смена партнера и новый ритм. Первый фик, с которого началось мое знакомство с Ташей – это «Остров отверженных». Типичный менуэт, в котором герои исполняют сложные па и встречаются друг с другом, проходя множество немыслимых перестановок и комбинаций. Первая часть – искренняя драма, вторая часть – экшн с элементами мелодрамы, и третья часть – боевик с примесью шекспировского трагизма, причем и то, и другое соблюдено в верной пропорции. Когда читатель раз за разом проходит круг с вопросом «кто» или «как», неизбежно наступает момент, когда осознаешь, что бесконечные любовные и сюжетные повороты в результате ведут к остановке, установлению баланса. Даже если бы в Ташиных фиках не было бы иных достоинств, ее работы выделялись бы одним только мастерством поворота, перипетии. Так что есть перипетия, и какова структура этого приема? Каждый из героев любого фика имеет перед собой некую цель, желание. И эти мечты и желания, вполне общие и понятные, не позволяют вывести их за пределы круга близких нам человеческих чувств и страстей. Арсенал поведенческих реакций, используемый автором для разрешения и создания весьма щекотливых ситуаций, в которых они постоянно оказываются, также вполне привычен. Другое дело, что ситуаций этих для нескольких героев и сравнительно небольшого времени повествования необычайно много. Много ли? Давайте забудем, что перед нами не наши знакомые и родственники, а персонажи книги, погруженные в фантазийную реальность. Сама по себе литература предполагает искажение жизненных законов, что уж говорить о вымысле в квадрате, «усугубляющем» одну фантазию другой? Время и действие Ташиных фиков стремительно и рвано, внешнее спокойствие любовных сцен в мгновение ока сменяется погонями, ссорами, неожиданными обстоятельствами и скелетами в шкафах. Критерии «своевременно» и «последовательно» работают в жизни, а в литературе своя логика, свои законы, в том числе и законы жанра. Ясно, что если бы вместо Снейпа в «Острове» был бы другой персонаж, то и гибель Радомилы не была бы оправданной, да собственно, не была бы даже понятной. Однако аудитория породила образ – и герой этому образу соответствует. Потому поведение Снейпа, героя почти всех Ташиных фиков, продиктовано сюжетной целесообразностью. Собственно, это одно из правил литературы, которое мы учитываем. Хотя, как читатели, можем и не знать о его существовании. Совпадение или несовпадение поведения персонажа с вовлеченной в сопереживание читательской реакцией «я бы на его/ее месте» может определять жанровую природу фанфика. Есть произведения, где сюжет позволяет читателю постоянно восхищаться реакциями героя и таким образом утверждать - «вот и я бы так поступил». Фики Таши явно не из их числа. Есть не менее дидактичные, хотя с точки зрения сюжета построенные по противоположному принципу — «я на его/ее месте поступил бы иначе». К такой категории я отнесла бы «А кто сказал, что будет просто?», когда логика поведения персонажа оставляет нам возможность праведно негодовать и думать, что, мол «вот я никогда…». Но линия сюжета, как сама жизнь, непредсказуема, и заставляет оценить и принять многоплановость повествования и полифонию характеров, при этом почти всего оставляя место открытому финалу, некоему «а что было бы, если бы…»

Яэль: Как автор добивается этого результата? По идее, фабула незамысловата. Некий Х в состоянии потерянности (Гермиона в «Острове», Гарри в «А кто сказал…?» и «Маятнике»). Тут на сцене появляется всем известный Он. Он - герой во всех отношениях достойный, но его реакция не однозначна; X пытается интерпретировать то, что ему кажется равнодушием (холодностью), враждебностью, и ошибается, в результате они разлучены (эмоционально разделены). Х страдает, но обстоятельства, порой случайные, решают положительно главный вопрос: «Любит или не любит?», что успешно подтверждается Их сближением; Х находит Его, Он находит себя. Подобная схема – классическая схема romance – предполагает преодоление некоей трудности (трудностей) для достижения счастливого финала. Вроде бы все ясно, и наперед известно. Так в чем же know-how автора? Как мне кажется, в том, что повествование строится на отождествлении себя с главным героем, тем самым Х. Автор не дает нам множественных коннотаций мироощущения, и мы следуем логике повествователя, того, чьими глазами видится мир конкретного фика. Потому мы предопределены соглашаться с той интерпретацией поступков и слов героя, которая по закону жанра обязательно приводит к препятствию. Это же препятствие очень скоро порождает и конфликт между читателем и героем Х. Механизм, вызывающий этот конфликт, очень прост: согласиться с Х - значит лишить героя счастливой развязки, а себя удовольствия от чтения, так как выбранная Х линия поведения не предполагает скорого счастья. Вот тут-то и наступает тот самый поворот, о котором говорилось выше – несовпадение персонажа с читательской реакцией. И именно это несовпадение и цепляет. Оба героя – и Х, и Он выпадают из предначертанной им нами мысленно судьбы и начинают собственное существование без оглядки на читательское мнение. Тут-то, кстати, кроется причина еще одного, очень успешного Ташиного приема. Выводя героев за рамки ожидаемой нами роулинговской повседневности, Таша не боится вписывать их в мир иных отношений, наполненный самыми разнообразными людьми – мерзавцами, благородными подлецами и подлыми святошами. Мир героев не ограничивается стенами Хогвартса, автор отправляет их куда вздумается, и всюду они «ко двору» и к месту. Собственно, Таша (вольно или невольно) угадывает основную тенденцию современного художественного сознания – тягу к игре. Чем более «опытен» читатель, тем больше у него аллюзий и вариантов развития сюжета. Автор, смеясь, подбрасывает в текст шуточки и зацепки, которые на полном серьезе воспринимаются как подсказка. Однако Драко и Гермиона в одной постели вовсе не признак того, что в конце фика мы скажем им «совет да любовь», а Гарри в золотых шортиках не означает, что нас ожидает вольный пересказ Кама-Сутры. Скорее наоборот – чем сильнее убеждает нас автор в чем-то, тем более начеку надо быть читателю. Пошлый фарс сменяется драмой, а каноническая любовь не предсказанной никем ненавистью. «Искусство не боится случайностей», - это слова Айрис Мердок, английской писательницы, тонкие, изысканно интеллектуальные произведения которой хранят за внешней простотой канвы неожиданную глубину проработки характеров всех персонажей и запоминающуюся сюжетную линию. Если бы Таша не была бы уже Ташей – этот псевдоним бы ей подошел. Конец

Яэль: Ну-ка, мальчик-слуга, налей полнее... Отзыв на макси-фик Mavis Claire «Long Drink» Автор отзыва: Мерри Ну-ка, мальчик-слуга, налей полнее Чаши горького старого фалерна... Книга Катулла Веронского, XXVII Есть авторы, которым удается писать воду так, что у читателя пересыхает во рту, хлеб – так, что начинает хотеться есть, а антоновские яблоки – так, что сводит скулы от этого удивительно чистого, свежего, ядреного осеннего запаха. Если честно, я и в классической литературе таких знаю всего трех: Бунин, Набоков и Брэдбери. Ну, возможно, еще Фицджеральд. Заметим в скобках: я не говорю о какой-то абсолютной вершине мастерства, к которой все должны стремиться, вовсе нет, как не все художники обязаны придерживаться определенного направления или стиля. Просто есть писатели, которые умеют передавать звуки и запахи – словом. Это редкость. Встретить нечто подобное в фанфикшене – редкость вдесятеро большая. «Long Drink» Mavis Claire – удивительно неповторимая в этом отношении вещь. Собственно говоря, назвать это фиком язык не поворачивается. Это повесть, жанр которой можно назвать любовным романом тоже исключительно с натяжкой. Только дети и подростки думают «я ее люблю», «я в него влюблена», ибо чувства их, по большей части, просты, а привычка постоянно искать в себе то самое, неземное и неописуемое, зачастую приводит к тому, что за него принимается что попало. Здесь же главные герои – взрослые люди, разменявшие пятый десяток, понимающие, что в жизни стоит риска, а что прах под ногами. Это настоящие мужчины, даже если они никогда в жизни не играли в хоккей. Сегодня будет чистый кальвадос. Даже безо льда. Чтобы от согретого в ладонях бокала пахло яблоками – томными зрелыми августовско-сентябрьскими яблоками, которые ждут своего часа на ветках или скользят по траве, и кожура лопается, и капля сока стыдливо выползает из трещины. А потом они отлеживаются, пропитываясь солнцем, дозревая, ждут своего часа. Яблоки. Аваллон – яблочный остров. Он устроит себе Аваллон сегодня. Сириус, вернувшийся из-за Завесы волк-одиночка, – символ потерянного поколения, на жизненном счету которого кризис среднего возраста, перманентное безденежье и баснословно дорогая маггловская выпивка. Ремус, волк улыбающийся и молчаливый, – старый друг, переживший многое, на излете четвертого десятка умудрившийся вернуть лучшего друга и обрести любовь, как банально это ни звучит. Ему, пожалуй, больше всех везло из знаменитой Хогвартской четверки. Северус, саркастичный, гордый и упрямый насмешник, – закадычный враг, чуткий друг, приходящий на помощь исключительно тогда, когда не зовут, – из вредности. Он отдал борьбе с Тьмой самого себя, не жалея и без остатка, – и потому остался собой и выжил. Однако оказывается, что самой верной дружбы, самого чуткого приятельства человеку мало. Человеку всегда мало, и он ищет кого-то, кто был бы только для него и кто искал бы только его, и даже самый лучший ямайский ром не в состоянии заглушить безнадежную тоску, и остается только ломать себя в надежде на лучшее. Настоящие мужчины – те, кто всегда достигает цели, кто одерживает верх в борьбе с миром и собой, кто побеждает не ломаясь, а гибнет непобежденным. Это лед, медленно тающий в стакане с джином и горьким, завораживающим тоником – и остающийся льдом до последней секунды своего существования. Это то, что делает Long Drink – и жизнь – острыми, а стало быть, осмысленными. Ты ж, погибель вина – вода, отсюда Прочь ступай! Уходи к суровым, трезвым Людям... Книга Катулла Веронского, XXVII 30.04.2005 Конец


Яэль: «Правду говорить легко и приятно». Рецензия на фик Naisica «Мир правды и желаний» Автор рецензии - Мерри Иногда говорят, что нет ничего страшнее, чем исполнение собственных желаний. Иногда это даже оказывается правдой. Но, оказывается, гораздо страшнее – встретиться лицом к лицу с такими своими желаниями, о которых тебе не расскажут даже собственные сны. А если в придачу к таким сюрпризам ты узнаешь о своих давних знакомых что-то, о чем они и сами не подозревают? Каково это – узнать, что в некоем идеальном мире истины ты влюблен в глубоко неприятного тебе человека? Каково это – узнать о родстве двух людей, которые на дух друг друга не переносят? Одни люди в таких ситуациях теряются и пускают все на самотек. Другие – отрицают очевидное, зарывая голову в песок. Третьи спешно собирают чемоданы, меняют имя и покупают билеты на самолет в Уганду, Чили или Непал. Но только не Гермиона Грейнджер. Сколько бы ее ни изображали синим чулком, книжным червем, занудой, защитницей прав домашних эльфов, на самом деле – и мы об этом часто забываем – она в первую очередь гриффиндорка. Отважная, честная, решительная и откровенная. Столкнувшись с тайной, с испытанием, Гермиона не может остаться в стороне. Она никогда не отвергнет вызова. Нет ничего проще и ничего сложнее любовного романа. Особенно – написанного от первого лица. Проще – потому что делая главной героиней повествования женщину, женщина-автор всегда вкладывает в нее свои мысли, свои чувства, свое восприятие мира. Сложнее – потому что так трудно противостоять искушению идеализировать свою героиню, так трудно написать ее живой... Особенно, если пишешь не про абстрактную мисс Мэри Сьюзен Смит, а про конкретного литературного персонажа. Naisica – замечательный в этом плане автор. Ее персонажи остаются реальными и правдоподобными, в какие бы немыслимые ситуации их не загоняла писательская фантазия. Они верны себе – как в бою, так и в постели. Еще одна вещь, которая лично мне импонирует во всех работах Naisica, – чувство меры. Внимание к мелким деталям не перетекает в излишнюю педантичность, умение выделять главное – в поспешность и непродуманность. Ее героям веришь – как-то сразу и безоговорочно. Обычное серое утро, моросит дождь, дует холодный ветер, и хочется спать. Коллеги то и дело зевают и стонут о том, что кофе тут ужасный, зарплата маленькая, и вообще они должны быть сейчас с семьёй и готовиться к празднику. Да уж, праздник... Забавно это, первую же годовщину победы над Волдемортом провожу на работе. Кажется, это так просто – сочетание сказки и обыденности, романтики и простоты, мечты и реальности. Мир, в котором это возможно, и дарит нам Naisica. Мир, в котором, согласно мечте любимой нами умницы-гриффиндорки, все будет правдивым и желанным. 23 апреля 2005 г. Конец

Яэль: Вот:) Пока выложила те рецензии, что уже есть на форуме и буду ждать продолжения от вас

Хельга: Яэль Ой, как неожиданно и приятно... Спасибо...

Яэль: Хельга :) Еще пиши

Яэль: Подниму-ка я эту темку:)



полная версия страницы